В течение последних лет правительствами высоконалоговых юрисдикций и межгосударственными органами ведется активная борьба с уклонением от уплаты налогов. FATCA, автоматически обмен налоговой информацией, КИК в России и других странах — все эти меры преобразили оффшорный рынок за последние 2-3 года до неузнаваемости. Еще каких-то 5 лет назад самой популярной структурой практически любого среднего бизнеса из стран СНГ была связка из локальной компании и псевдонезависимой компании в безналоговой гавани, такой как БВО или Сейшелы, где реальный владелец был закрыт номиналом, а банковский счет открыт в Латвии или на Кипре. Сегодня ситуация изменилась. Многим таким компаниям счета были закрыты, бизнес переключился с безналоговых юрисдикций на низконалоговые (например, на Кипр и Эстонию, Болгарию и Венгрию, Сингапур и Гонконг), но для холдингов и финансовых компаний ситуация оставалась прежней. Классическая структура «БВО — Кипр — Россия» до сих пор остается одной из самой используемых для финансирования деятельности операционных компаний, несмотря на все резонансные налоговые дела последних лет и на все уговоры консультантов такие структуры трансформировать. Со следующего года у бизнеса, кажется, все же не останется выбора.
Ключевой особенностью безналоговых юрисдикций всегда было отдельное законодательство об IBC — International Business Company, к которым предъявлялись очень низкие требования: они не должны были сдавать отчетность, платить налоги в стране регистрации и иметь физическое присутствие. Этим и объясняется популярность данных юрисдикций в прошлом — низкая стоимость обслуживания (в некоторых юрисдикциях до USD1,000 в год), полное отсутствие налогов, полная анонимность владения — чем не налоговый рай? Взамен правительства таких офшорных стран просили компании платить минимальные ежегодные пошлины и запрещали им вести бизнес на территории своего государства — очень низкая цена для холдинга, в руках которого может быть сосредоточена половина энергетического комплекса крупной страны.
Под давлением Евросоюза, Британии и других стран классические налоговые гавани, такие как Белиз, Каймановы острова, Британские Виргинские Острова, Бермуды, Джерси, Гернси и другие (см. полный список стран по ссылке), вводят новое законодательство, которое в корне изменит деятельность компаний, зарегистрированных на их территориях. Несмотря на то, что законы многих юрисдикций все еще находятся на стадии рассмотрения, а в некоторых случаях нам недоступен даже текст законопроекта, общие тенденции понятны и выводы можно сделать уже сейчас.
Итак, что же изменится. Если у вас есть компания в одной из безналоговых стран, которая ведет, например, холдинговую деятельность, и вы желаете поддерживать ее статус налогового резидента в стране регистрации, вам придется либо менять юрисдикцию, либо соответствовать новым требованиям, которые заключаются в создании экономического присутствия – сабстенса (от англ. substance) на территории государства регистрации компании.
Тексты новых законопроектов распространяют свое действие на компании со следующими видами деятельности:
— холдинговая деятельность
— управление интеллектуальной собственностью
— морские перевозки
— финансы и банковское дело
— страхование
— лизинг
— внутригрупповое финансирование
Под сабстенсом для целей новых законопроектов необходимо понимать совокупность следующих требований:
- наличие реального офиса на территории страны;
- наличие реального персонала на территории страны;
- наличие адекватных операционных расходов, подтверждающих ведение деятельности.
Интересно, что в соответствии с текстом, например, законопроекта Кайманов, исполнение требований по сабстенсу могут быть переданы на аутсорсинг местному сервис-провайдеру, что приведет к тому, что такие провайдеры превратятся из массовых регистраторов в агентов недвижимости и аутстаффинговые агентства.
В целом такие требования к сабстенсу могут показаться простыми и легковоплотимыми по сравнению со сложностями, связанными с реорганизацией корпоративной структуры или редомицилированием компании (см. Гид по редомициляции компании). Однако стоит помнить, что все безналоговые юрисдикции представляют собой маленькие острова, стоимость аренды на которых в связи с принятием законов может вырасти многократно, а поиск квалифицированных сотрудников на таких территориях может стать настоящим приключением. В связи с этим, для абсолютного большинства компаний, создание реального присутствия на островах станет скорее невозможным. В качестве альтернативы созданию сабстенса на островах, компания может заявить о своем налоговом резидентстве в другой стране (например, на Кипре), но тогда такой компании потребуется соответствовать требованиям такой другой юрисдикции, в частности, если потребуется — готовить и подавать отчетность, платить налоги и выполнять иные формальности, что довольно нецелесообразно для компании, зарегистрированной в офшоре.
Существующие компании, в зависимости от юрисдикции, должны удовлетворить новые требования в различные сроки в течение 2019 года. Например, законопроект Бермуд дает 6 месяцев на приведение компании в соответствие с новыми требованиями с момента вступления закона в силу. За несоблюдение новых требований предусмотрена различная ответственность — от штрафов до исключения компаний из реестра.
Резюмируя хочется отметить, что введение новых требований — это очень хороший шаг как для самих юрисдикций, так и для международного бизнес сообщества в целом. В течение 2019 года компаниям, которые не решились на реорганизацию после принятия закона о КИК в России, начала работы автоматического обмена налоговой информации, массового закрытия счетов и иных сложностей, с которыми они столкнулись в предыдущее несколько лет, все же придется меняться и соответствовать новым реалиям. “Конец прекрасной эпохи” для офшорных королей не означает, что вести бизнес за рубежом стало невозможным, напротив, это устранит недобросовестную конкуренцию, а термин “налоговое планирование” наконец-то снова станет актуальным, только будет подразумевать не массовую “регистрацию компании в БВО + счет в подарок”, а грамотную проработку кейсов отдельных клиентов с использованием всего великолепного разнообразия налогового арсенала различных юрисдикций, в том числе, и безналоговых гаваней.
Обновление от 17.01.2019
Со времени написания этой статьи многие юрисдикции представили законы широкой публике, включая:
— БВО см.полную версию закона
— Кайманы см. полную версию закона
— Бермуды см. полную версию закона
— остров Гернси см. полную версию закона и остров Джерси см. полную версию закона
— остров Мэн см.полную версию закона
Уверены, что в скором времени и иные юрисдикции из перечня классических безналоговых гаваней, включая ОАЭ, опубликуют аналогичные нормативно-правовые акты.