Смена налогового резидентства компании, наряду с редомициляцией (см. подробнее Гид по редомициляции)является в данный момент одним из наиболее популярных инструментов реорганизации иностранных структур и международного налогового планирования (см. дополнительно Как получить сертификат налогового резидентства). Сегодняшние возможности, предусмотренные законодательствами разных стран, позволяют компании, оставаясь зарегистрированной, например, на Кипре, стать налоговым резидентом и платить налоги в России (если это соответствует ее интересам). Проделав такую смену, компания будет функционировать с налоговой точки зрения как российская, оставаясь при этом зарегистрированной на Кипре с возможностью пользоваться кипрской судебной системой, гибким английским правом, соглашениями акционеров и другими возможностями юрисдикции.
Сама процедура смены налогового резидентства компании не является сложной и если Кипр к такой смене достаточно хорошо готов (на Кипре до недавнего времени не возникало проблем, связанных с такой сменой), то в других государствах по срокам с учетом урегулирования всех моментов данный процесс может занять достаточно продолжительное время. К примеру, на практике смена налогового резидентства швейцарской компании на российское заняло год.
В принимающей стране, как правило, от компании потребуется подать заявление о налогообложении в качестве ее резидента, но куда более серьезные последствия могут ждать компанию в стране, из которой она уезжает, так как зачастую такая страна, как минимум, автоматически не перестает считать компанию своим налоговым резидентом, а, как максимум, может предусмотреть налогообложение такой ситуации путем использования так называемого налога на выход – exit tax – который применяется при выходе из соответствующей юрисдикции.
Exit tax уже введен или еще вводится, в частности, в законодательство стран Евросоюза в рамках принятой антиуклонительной Директивы ЕС 2016/1164 (Council Directive (EU) 2016/1164 of 12.07.2016 ). Суть данного налога сводится к налогообложению рыночной стоимости активов (за вычетом их балансовой стоимости) при переводе их в другую юрисдикцию при любом из следующих случаев:
(a) перевод активов из головного офиса в постоянное представительство в другой стране, если первоначальная страна головного офиса больше не имеет права облагать налогом переданные активы в связи с их передачей;
(b) перевод активов из постоянного представительства в стране ЕС в головной офис или другое постоянное представительство, если страна постоянного представительства больше не имеет права на налогообложение переданных активов в связи с передачей;
(c) смена налогового резидентства (за исключением активов, которые остаются связанными с постоянным представительством);
(d) перевод бизнеса постоянного представительства из страны ЕС в другую страну, если изначальная страна постоянного представительства больше не имеет права облагать налогом переданные активы в связи их трансфером.
Такой налог также есть и в Швейцарии, где при смене резидентства, предполагается его уплата, как если бы эта швейцарская компания продала по рыночной стоимости свои активы. Презюмируется, что она заработала условно данную прибыль, которая как-то должна обложиться налогом.
Exit tax есть и на Кипре (19 июня 2020 года Палата Представителей Кипра одобрила введение соответствующих положений антиуклонительной Директивы ЕС в национальное законодательство), но на Кипре для чисто холдинговых компаний он не так страшен, потому что доход от продажи ценных бумаг на Кипре не облагается налогом. Если же структура более сложная и вы переводите в другую юрисдикцию, например, торговую компанию, доход которой на Кипре облагается, либо компанию, которая владеет правами требования по процентным займам, то в таком случае нужно действительно тщательно продумывать такой выход даже из такой относительно простой юрисдикции как Кипр.
В том числе по причине exit tax в Люксембурге многие клиенты для своих холдинговых компаний приобрели статус SPF (Société de Gestion de Patrimoine Familial), если переводить напрямую, то это компания для управления семейным капиталом (Private Wealth Management Company), но она может использоваться и как обычный холдинг, для владения, например, российской компанией. Такая компания не платит корпоративные налоги в Люксембурге, соблюдая определенные ограничения по видам деятельности и по видам своих доходов, таким образом это решение становится эффективным.
В зарубежных юрисдикциях есть свои правила и обычно чем сложнее налоговая система юрисдикции, тем сложнее там правила. Критично важно до смены налогового резидентства проанализировать и распланировать все последствия в той стране, где компания зарегистрирована, так как при неаккуратном подходе и в случае, когда работа проведена лишь наполовину, то есть сделана только часть работы по признанию компании налоговым резидентом новой страны, можно оказаться в ситуации двойного налогообложения, что, естественно, не приемлемо ни для одной компании.
В завершение нужно добавить, что правила налога на выход могут применяться и для физических лиц. Например, в США при выходе из гражданства, а также в Испании при смене налогового резидентства.