В рамках борьбы с отмыванием денежных средств, финансированием терроризма, уклонением от уплаты налогов и реализации международного обмена налоговой информацией, правительства разных стран принимают законодательные меры для повышения прозрачности корпоративных структур. Одним из примеров успешной реализации таких мер является создание различными юрисдикциями реестров конечных бенефициаров компаний. Теперь помимо информации о самой компании в различного рода реестрах, о которых мы рассказывали в предыдущей статье, заинтересованные лица смогут ознакомиться с информацией о конечном владельце такой компании.
Основной целью таких реестров является выявление и установление за каждой компанией или сложной корпоративной структурой реального владения конкретным физическим лицом.
Выявление конечного бенефициара компании происходит по одному из следующих критериев:
1) по размеру доли владения — для признания лица бенефициарным владельцем доля его участия в капитале компании, как прямого, так и косвенного, должна, как правило, составлять более 25%;
2) по критерию управления и контроля — наличие у лица функций по принятию ключевых решений в отношении компании (например, принятие решения по распределению дивидендов, назначению топ-менеджменда и тд.)
В подавляющем большинстве случаев объем информации, запрашиваемый и вносимый в реестры, ограничивается следующими данными о бенефициаре:
— ФИО;
— дата рождения;
— гражданство;
— адрес проживания;
— номер паспорта;
— доля владения.
В зависимости от юрисдикции условно реестры можно разделить на публичные (любое лицо имеет доступ к информации о бенефициаре компании) и закрытые (доступ к информации имеет ограниченный законом круг лиц, зачастую правоохранительные и налоговые органы).
Рассмотрим, какой тип доступа к реестрам бенефициаров предлагают на сегодняшний день различные страны:
Великобритания – публичный реестр https://beta.companieshouse.gov.uk, введен с июня 2016 года (с июля 2017 года для LP);
Мальта – закрытый реестр, введен с января 2018 года;
Люксембург — закрытый реестр, введен с марта 2019 года;
Кипр – закрытый реестр, введен в марте 2021 года;
Эстония – публичный реестр https://ariregister.rik.ee, информация доступна на платной основе, введен с сентября 2018 года;
Латвия — публичный реестр https://www.lursoft.lv, информация доступна на платной основе, введен с марта 2018 года;
Нидерланды – публичный реестр https://www.kvk.nl/, введен в сентябре 2020 года;
Швейцария – закрытый реестр, введен с июля 2015 года;
Ирландия — закрытый реестр https://rbo.gov.ie, введен с марта 2019 года;
БВО — закрытый реестр, введен с июля 2017 года;
Гибралтар — закрытый реестр, введен с июня 2017 года;
Гонконг — закрытый реестр, введен с марта 2018 года;
Сингапур — закрытый реестр, введен с марта 2017 года.
Необходимо отметить, что все страны Европейского Союза, согласно требованиям Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2018/843 от 30 мая 2018 г., обязаны ввести реестры бенефициаров в своем законодательстве.
Говоря о реестрах бенефициаров, стоит также заметить, что в такие реестры вносится информация именно о реальном конечном выгодополучателе, а не о номинальном акционере или ином третьем лице, которое некоторые ошибочно называют «номинальным бенефициаром». Большинство юрисдикций, ведущих реестры бенефициаров, предъявляют соответствующие требования и грозят серьезными штрафами за предоставление ложной информации. Именно в связи с этим бенефициар никогда не может быть «номинальным», это всегда реальное физическое лицо.