В последние годы все больше и больше предпринимателей из России переезжают на постоянное место жительства в Европу и другие страны. Одной из популярных опций для переезда является Кипр.
На Кипре довольно легко можно получить визу, дающую право на проживание на острове в течение всего года без права работы (см. cтатью про Visitors Permit). В сочетании с благоприятными климатическими условиями, наличием большой русскоязычной диаспоры и многими другими факторами Кипр является крайне притягательным местом.
Уезжая из России, большинство бизнесменов оставляют на родине работающие компании, зачастую зарегистрированные в форме обществ с ограниченной ответственностью, и оформленный статус индивидуального предпринимателя (далее — ИП). ИП продолжает работать в России даже тогда, когда само физическое лицо, являющееся в России обладателем статуса предпринимателя, становится налоговым резидентом Кипра.
Здесь необходимо отметить, что в соответствии с законом о налогообложении доходов Республики Кипр (Income Tax Law of 2012) налоговыми резидентами Кипра являются все физические лица, проживающие на острове 183 дня и более в календарный год. Факт налогового резидентства не отождествляется с наличием или отсутствием у лица TIC (налоговый номер на Кипре, аналог ИНН). Таким образом, все лица, проживающие на острове более 183 дней, обязаны подчиняться требованиям, установленным законом для налоговых резидентов Кипра. В том числе подавать налоговую декларацию о своих доходах, полученных в любой точке мира, и уплачивать с них налоги (подробнее — Налог на доходы физических лиц на Кипре).
Вернемся к статусу ИП, который остался в России у физического лица, ставшего налоговым резидентом другой страны. В нашем случае рассматриваем на примере Кипра, но все дальнейшие положения можно применить и к любой другой стране, где физическое лицо стало налоговым резидентом. Индивидуальный предприниматель, зачастую, использует упрощенную систему налогообложения. Однако соглашения об избежании двойного налогообложения (подробнее — СоИДН и принципы его работы), не содержат в себе положения об избежании двойного налогообложения при применении субъектами упрощенной системы налогообложения. Дело в том, что вопреки распространенному мнению, упрощенная система налогообложения не является подвидом налоговой системы, предусматривающей налогообложение прибыли, а является самостоятельным независимым режимом, предусматривающим сбор отдельных от общей системы налогообложения налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) в части описания упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) также не содержит положений, направленных на устранение двойного налогообложения. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (см. письмо).
В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения освобождает ИП от уплаты налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) в России. При этом доход, полученный индивидуальным предпринимателем, признается доходом физического лица в момент перевода денежных средств со счет предпринимателя, на счет физического лица. Однако, несмотря на то, что предприниматель освобожден от уплаты НДФЛ в России, он не становится освобожденным от уплаты НДФЛ в стране своего налогового резидентства.
В результате, в нашем примере налоговый резидент Кипра, получивший доход в России в качестве ИП, заплативший 6% по упрощенной системе налогообложения, будет обязан задекларировать данный доход и уплатить налог на этот доход на Кипре. Зачет налога, уплаченного в России, не происходит в связи с невозможностью применения соглашения об избежании двойного налогообложения.